Европейский фарфор. Начало

Тайны, обман, интриги - именно эти слова приходят на ум, когда речь заходит об эпохе открытия фарфора в Европе. Изящные фарфоровые изделия, которые сейчас можно встретить практически в каждом доме, когда-то были объектами нешуточной конкуренции и борьбы. Это были ценные дары королевского уровня и желанные подарки для сильных мира сего! Несмотря на то, что с момента основания первого фарфорового завода в Европе прошло уже несколько веков, и сегодня коллекционеры по всему миру испытывают страсть к фарфору с не меньшей силой, чем короли давно ушедших эпох.

 

Фарфор был изобретен в Китае в период правления династии Юань (1280-1368). Уникальные изделия из этого материала были настолько прекрасны, что сразу привлекли внимание торговцев из Европы. На протяжении долгого времени фарфор поставлялся из Китая, а позднее и из Японии, но это не удовлетворяло спрос европейских монархов. Практически каждый из них стремился обзавестись собственными фарфоровыми фабриками. Оказывая невероятное магнетическое притяжение на богатых особ, фарфоровые изделия по цене стали сравнимы с золотом. Наличие в доме подобных вещей говорило о высоком статусе и богатстве владельца. Именно поэтому в Европе очень старались открыть секрет создания фарфоровой массы. Ведь тот, кто станет обладателем этого знания, разбогатеет невероятно! Однако получить формулу фарфора путем подкупа не удалось никому, что неудивительно, так как китайцы не хотели терять такой большой рынок сбыта.

 

В начале XVIII столетия царствующий в то время в Саксонии Август Сильный пошёл на решительные меры и арестовал известного алхимика Иогана Фридриха Боттегера. Он заключил ученого под стражу в городе Мейссен  и поставил перед ним задачу открыть формулу фарфора. В 1708 году после долгих трудов Боттегеру всё же удалось открыть формулу фарфоровой пасты, что стало началом эпохи мейссенского фарфора - первого европейского фарфора. Боттегер остался работать на фабрике в качестве управляющего.

 

Несмотря на то что с 1718 года фарфоровые фабрики стали возникать повсеместно, никто не мог конкурировать с изделиями Мейссенской мануфактуры. К 1720 году её изделия превзошли даже китайские, и стали самыми желанными приобретениями на рынке фарфоровых изделий вплоть до 1750 года, когда закончилась Семилетняя война. Упадок производства в Мейссене пришелся именно на этот период, однако завод продолжал работать и постепенно возвращался на прежний уровень. Первенство перешло к Северской фарфоровой мануфактуре во Франции, которая управлялась непосредственно королём Людовиком VX. Вскоре его собственностью также стало третье по величине и качеству после Meissen и Sèvres фарфоровое предприятие в Вене.

 

Нельзя не отметить, что все три лидирующие на тот момент европейские мануфактуры были созданы исключительно по прихоти и для удовольствия амбиций монархов этих стран. Дизайн изделий был ровнялся прежде всего на королевский вкус. Те мастера, художники и скульпторы, которые могли воплотить желания короля в реальность, получали хорошее вознаграждение и пользовались привилегиями. В этот период создавались самые причудливые, захватывающие и зрелищные произведения искусства из когда-либо созданных.

 

Конечно изделия Мейссенской, Севрской и Венской мануфактур имели большие отличия. Это касалось не только визуального восприятия, но и технологии процесса. Мейссенский фарфор того периода наиболее известен своими аллегорическими фигурами и историческими персонажами. Все изделия были пышно декорированы. Часто использовался цветочный орнамент. Произведения Meissen, несмотря на обилие декора, наполнены лёгкостью. В них отражены плавность линий, динамика движения в сочетании с невероятным техническим совершенством. Изделия Мейссенской мануфактуры: часы, канделябры, зеркала и много другое, несомненно отличаются элегантностью, шармом и изяществом, это и делает их популярными уже без малого три века.