Императорский фарфоровый завод. Времена Екатерины II и Павла I

После смерти Елизаветы Петровны недолгие полгода страной правил племянник императрицы Карл-Петр-Ульрих Голштейн-Готторпский, который принял православие под именем Петра III Федоровича. После дворцового переворота в сентябре 1762 года на престол вступила Екатерина Алексеевна, жена Петра Федоровича, которая стояла во главе государства вплоть до своей кончины в 1796 году. Период правления Екатерины II, позже названной Великой, ознаменовался яркими событиями во всех сферах жизни, в том числе и в фарфоровой промышленности.

 

Со смертью в 1758 году Дмитрия Виноградова, давшего начало развитию отечественного фарфорового дела  и управлявшего Императорском фарфоровом заводом, остро встал вопрос о назначении его приемника. В силу многих обстоятельств, таких как кончина барона Черкасова, в ведомстве которого находился завод, а потом и смерть императрицы Елизаветы в 1762 году, судьба Императорского фарфорового завода не была понятна. Но, несмотря на это, фабрика работала, производство не останавливалось. Во многом это заслуга Виноградова, который сумел наладить производство таким образом, что и после его безвременной кончины механизм не давал сбоев. С 1752 года Виноградов начал обучать секретам приготовления фарфоровой массы и изготовления фарфоровых изделий своего ученика Никиту Воинова. Этот молодой человек стал достойным приемником Мастера, и после смерти учителя отлично справлялся с технологическими задачами. Короткий период правления Петра III ознаменовался передачей полномочий по управлению заводом от Кабинета Его Величества Михаилу Ломоносову, и обратно.

 

Как и Елизавета, и другие состоятельные дамы того времени, Екатерина II питала слабость к прекрасным фарфоровым изделиям. Но, будучи правителем, рассудительным и предприимчивым, государыня видела в производстве фарфора не только эстетическую ценность, но и экономическую выгоду. Мануфактура переживала период застоя, и требовались решительные действия, чтобы не потерять все наработки, полученные с большим трудом. Екатерина занялась реорганизацией мануфактуры, оснастила производство недостающим оборудованием, пригласила из Европы опытных мастеров и распорядилась работать на прибыль и развивать художественную ценность изделий. В 1765 году Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод. Из Европы кроме технологических мастеров были приглашены художники для росписи фарфора, так как в России в этой области ощущался серьезный дефицит. К ним были приставлены юноши-подмастерья, от которых требовалось обучиться росписи и впоследствии стать высококвалифицированными мастерами. Так, фабрика постепенно восставала из руин, набиралась сил. Работники приобретали необходимый опыт, и дело шло на лад. Число мастеров росло, позволяя изготавливать больше качественных изделий. Помимо обеспечения нужд двора мануфактура через некоторое время начала продавать изделия частным лицам, что позволило получить значительную прибыль. 

 

В 1773 году завод передали в управление генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому. Вельможа был доверенным лицом Императрицы и успешно справлялся самыми важными государственными поручениями. Это назначение показывает нам, насколько Екатерина II была заинтересована в процветании мануфактуры. Князь управлял заводом вплоть до своей смерти в 1792 году. Несмотря на занятость Вяземский находил время и вплотную занимался делами завода. Основными его достижениями стали административные преобразования, расширение и переоборудование завода, улучшение работающего состава за счёт обучения имеющихся мастеров и приглашения европейских, улучшения качества изделий, увеличение выработки и объёмов сбыта продукции и много другое.

 

Конец XVIII века, для Императорского фарфорового завода стал периодом расцвета. В 1779 году на фабрику был приглашен французский модельмейстер Жан-Доминик Рашетт. Этот талантливый скульптор обозначил характер и художественный стиль изделий, выпускаемых на фабрике. За время работы на ИФЗ он создал более 150 роскошных моделей, большинство из которых украшали императорские сервизы и предметы обихода. Фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода, несомненно, представляли большую художественную ценность. Об этом можно судить даже по небольшим моделям, отличающимся изяществом форм и прекрасной росписью. Но в полной мере мастерство и талант людей, работающих на фабрике, представляли роскошные парадные сервизы. Число предметов в одном сервизе достигало 1000 единиц. Все они были украшены богатой росписью и позолотой. 

 

К 1787 году сложился окончательный облик завода, структура которого была разделена на отделения или палаты по роду деятельности. В 1792 году скончался управляющий заводом князь Александр Вяземский и на его место был назначен князь Николай Юсупов. Он продолжил управлять фабрикой по выработанной эффективной схеме Вяземского, что, несомненно, положительно отразилось на работе предприятия.

 

В конце правления Екатерины II и в период правления Павла I завод стал испытывать определенные трудности. Продукции производилось значительно больше, чем того требовал императорский двор, а рынков сбыта не было. Выпускаемые изделия были, несомненно, красивы и богаты, но кто ещё мог позволить себе такую роскошь за пределами царского двора и Петербурга?! К тому же производством фарфоровых изделий постепенно занялись частные, небольшие фабрики, которые выпускали пусть и не такую роскошную, но доступную для средних слоёв населения продукцию. Также на Российский рынок поступали и европейские фарфоровые изделия, цены на которые были существенно ниже, чем у ИФЗ. Все усилия по расширению рынка сбыта не давали желаемого результата. Однако, несмотря на это, завод во время Павла I значительно расширил ассортимент выпускаемой продукции, а также освоил производство фаянсовых изделий, благодаря чему стало возможным выпускать сантехнические принадлежности, столешницы и многое другое.

 

Так случилось, что немым свидетелем гибели Павла I стал прекрасный столовый сервиз Императорского фарфорового завода, заказанный императором для своей новой резиденции в Михайловском дворце. Именно этот сервиз стоял на столе в последний день жизни Павла.