Оружие Фарфор Мебель Живопись

Императорский фарфоровый завод. Предыстория.

История Императорского фарфорового завода тесно связана с развитием фарфорового дела в России. Идея создания фарфоровой мануфактуры принадлежала ещё Петру Великому. Конечно, гончарное дело зародилось значительно раньше эпохи правления Петра, но именно он  познакомил придворных и знать с импортными фарфоровыми изделиями, которые имели несомненные преимущества по сравнению с глиняной посудой отечественного производства. Таким образом, в конце XVII - начале XVIII века у благородной публики появился интерес к керамическим изделиям, и в первую очередь к фарфоровым. Состоятельные люди приобретали не только предметы повседневного обихода, но и предметы роскоши. 

 

До открытия первой российской фарфоровой мануфактуры фаянсовые и фарфоровые изделия привозили из Китая, Японии, а в потом и из Европы. Растущий спрос внутри страны и проевропейская политика привели Петра Первого к желанию создать фарфоровое производство у себя на родине. Путешествуя по Европе, император был восхищен удивительно красивыми предметами, изготовленными из благородного фарфора. В Саксонии он неоднократно заказывал целые сервизы для собственных нужд. Первый такой сервиз, расписанный тёмным кобальтом с золотым гербом Российской Империи, он заказал на Браденбургской фабрике. Посещение этой мануфактуры возможно и послужило толчком к первым попыткам открыть керамическое производство в России. 

 

Пётр, человек инициативный и разумный, сразу же распорядился выписать мастеров из Европы, а также отправил туда учиться своих подданных. Известно, что в Москву был приглашён Петер Эггебрехт – «порцелиновых дел мастер», голландец по происхождению, живший в Саксонии. Он был мастером Дельтфского фаянса. В последствии его рекомендовали в Дрезден, где Эггебрехт получил исключительную императорскую привилегию заведовать фаянсовой фабрикой, созданной  Беттхером. 

 

Иоганн Фридрих Беттхер первый в Европе разработал рецепт белоснежного фарфора. Благодаря этому Король Польский и Саксонский Фридрих-Август Сильный выделил   необходимые   средства   на   сооружение   завода   в   Мейсене   и   назначил   Беттхера     его первым директором. С этого самого момента началась история славного Мейсенского фарфора. 

 

Выписать в Россию Петера Эггебрехта стоило немалых усилий. Процедура эта была серьёзной дипломатической миссией, поскольку “парцелиновых дел мастера” являлись достоянием любой страны, ведь было их на тот момент крайне мало. Тем не менее задание Петра увенчалось успехом, и Петер Эггебрехт отправился в Россию. Очевидно, что первый российский император стремился создать производство не хуже Мейсенской мануфактуры. Увы, эта задумка не получила логического завершения, и о пребывании Эггебрехта в России нет более никаких сведений. Известно, что к концу правления Петра, на территории России ещё не было ни только придворного “парцелинового” завода, но и частных мануфактур. Именно, на это и обращает внимание мануфактур-коллегия, в рассуждениях которой было предложено сократить расходы на ввоз из-за границы белой посуды, и сосредоточить усилия на поисках подходящих глин у себя. Так же там рассматривался вопрос о новых экспериментах в области создания фарфоровых масс. 

 

Если бы Пётр Первый не сосредотачивался бы главным образом на решении первоочерёдных задач, таких как налаживание кирпичного и черепичного производств, создание флота, реформирование государственного управления и тому подобного, развитие фарфорового производства, несомненно, получило бы более определённые черты. Но жизнь распорядилась так, что воплотить в реальность мечту о «порцелиновой мануфактуре» он не успел. Зато это удалось сделать его дочери императрице Елизавете Петровне, которая славилась своей любовью к роскоши и великолепию. Сейчас уже невозможно выяснить, было ли её стремление открыть собственную фарфоровую мануфактуру продиктовано мечтою отца, или это была её личная прихоть.

 

Во время правления Елизаветы Петровны в России был открыт фарфоровый завод, но первое время он не выпускал продукцию. Основной задачей, на которой сосредоточились мастера мануфактуры, стала разработка формулы белого фарфора, который бы соответствовал европейским образцам. Этот процесс занял очень много времени. Было вложено немало средств. В итоге предприятие увенчалось успехом, и «парцелиновый завод», именно такое первоначальное название было у Императорского фарфорового завода, заработал.

6800
Чайная тройка Charles Amison

Чайная пара. Англия. Начало XX века.

3800
Мальчик с парусником Wagner & Apel

Статуэтка. Германия. Середина XX века.

3300
Подсвечник Fürstenberg

Подсвечник. Германия. Первая половина XX века.