Оружие Фарфор Мебель Живопись

Кузнецовский фарфор. Начало империи

Начало династии фарфоровых королей Российской империи положил простой кузнец Яков Васильев сын. В начале XIX века он владел большим домом в Бронницком уезде неподалёку от старообрядческой деревни Новохаритоново. Фамилия Кузнецовы появилась не сразу. Её взял для себя сын Якова Васильева - Терентий. Родовая фамилия Кузнецовы была выбрана не случайно. Перед тем как основать первый фарфоровый завод, семья держала большую кузницу, так что и в окрестных местах, и за их пределами она была известна многим. Яков Васильев знал толк в деле, и потому к нему часто приезжали подковать коней, починить что-либо или взять в долг косу, плуг, топоры и многое другое. В общем, заказы были, глава семьи на заработанные деньги не кутил, а «складывал капитал». Сыновей своих Терентия и Акима он учил тому же – знать своё дело, работать на совесть и деньги попусту не тратить. Имея большой дом, неплохой заработок и большие угодья, славился Яков ещё и гостеприимством. Нередко заказчики останавливались у него на ночлег и пировали до утра, благо хозяин был радушен и выпивка с закуской всегда имелись. Злые языки поговаривали, что однажды заехал к ним на ночлег богатый купец, и Яков с сыновьями ночью убили того, желая завладеть деньгами. Правда это или нет, неизвестно, но только спустя некоторое время недалеко от Гжели на берегу реки Кузнецовы стали строить огромный сруб. Конечно, маловероятно, что история с убийством правдива. Яков Васильев был работящим мужиком, и вёл счёт своим делам, вот и сложился капитал на будущее дело. Да и сложно себе представить, что купец всё своё состояние перевозил таким нехитрым способом.  

 

Закончив новый дом, Яков принялся за постройку фарфорового завода. Сам он решил заняться посудным промыслом, или кто ему  подсказал, никто не знает. Но факт остается фактом - в 1810 году Яков Васильевич построил свою первую мануфактуру. Возможно, толчком к строительству послужили умозаключения и выводы его сына Терентия. Молодой человек регулярно бывал на базарах и ярмарках, и ему было очевидно, что местные гжельские производители не могли удовлетворить возросший спрос покупателей на неё. Несмотря на то, что Гжель являлась центром российской керамики, в основной массе качество производимой посуды было плохим. В течение многих лет кустари снабжали рынок непрочными и непривлекательными изделиями. Посуда была дешёвой, так как основными её покупателями оставались крестьяне. Обеспеченный люд подобную кустарщину не жаловал. Мастера, работающие в этой отрасли, не стремились к однородности основного материала – глины. Не обращали они внимание и на эстетическую сторону своих изделий. Оттого и выходили миски да горшки кривыми и неотточенными, неумело и неравномерно покрытыми глазурью. В итоге срок службы такой посуды был весьма невелик. Но мастера на гжельской земле были, вкусом обладали хорошим, обучались всему новому охотно. Было бы желание, а возможность всегда найдется.

 

Открыв завод, новоиспеченный предприниматель стал набирать работников. В основном из Гжели, где производством посуды занимались многие. Хоть и делали они её плохо, но в большей степени оттого, что выручали они за свои работы немного, потому и мотивации не было. Приходя устраиваться на завод, умельцы стремились зарабатывать больше. В округе больше не было тех, кто знал тонкости изготовления фарфоровой посуды, потому и особо выбирать было не из кого. Спустя некоторое время рабочие были набраны, завод запущен и производство посуды на первом заводе Кузнецовых в Гжели началось.

 

Узнать больше о кузнецовском фарфоре.

6800
Чайная тройка Charles Amison

Чайная пара. Англия. Начало XX века.

3800
Мальчик с парусником Wagner & Apel

Статуэтка. Германия. Середина XX века.

3300
Подсвечник Fürstenberg

Подсвечник. Германия. Первая половина XX века.