Оружие Фарфор Мебель Живопись

Кузнецовский фарфор. Рижский завод

Ещё при жизни отца Терентия Кузнецова Сидор Терентьевич активно работал над расширением производства  В 1841 году он основал фабрику в Риге, а точнее в городе Дрелейнсбург, что близ Риги. Однако запущена она была не сразу, а лишь спустя 2 года. 

 

Выбор пал именно на окрестности Риги, так как в середине XIX века Лифтляндия была западными морскими воротами Российской империи, что давало возможность импортировать продукцию во многие страны мира, а также расширить сбыт продукции в прибалтийские страны. Преимущества обширных возможностей сбыта дополнялись ещё и с тем, что в связи с близостью порта удавалось минимизировать время транспортировки хрупкого фарфора,  что существенно уменьшало долю разбитых изделий. Однако, это была не единственная причина открытия фабрики именно там. Начало фарфоровому дело Кузнецовых было положено, как мы помним, в деревне Новохаритоново. Там же и родились Яков, Терентий и Аким Кузнецовы. Деревня эта была старообрядческой, и вере этой были верны все последующие поколения Кузнецовых. В Риге же прочно обосновалась старообрядческая община, сплочённая и сильная, имеющая прочные связи с местными чиновниками. Потому Сидор Кузнецов, строя там фабрику рассчитывал на активную помощь со стороны своих единоверцев, и в то же время создавал новые рабочие места для своей коммуны.  

 

Результаты его стараний не заставили себя долго ждать, и вскоре Кузнецову младшему были выделены обширные земли. На них началось строительство корпусов фабрики и домов для рабочих. Улица, на которой обустраивалась мануфактура, впоследствии была названа московской. Первые партии фаянса произвели в 1843 году, а к 1951 году ассортимент продукции дополнился фарфором. Кроме местных жителей и представителей старообрядческой веры на рижском заводе Кузнецовых работало много гжельских мастеров, для которых были выстроены общежития. Причина появления гжельских мастеров в рижском предместье объясняется просто: открытие рижской фабрики совпало с массовым банкротством фарфоровых предприятий в Гжели в связи с недальновидностью большинства отечественных производителей. В свое время, практически не имея конкурентов и получая хорошие деньги за некачественной товар, вместо своевременной модернизации производства, улучшения качества товаров, многие подмосковные мануфактурщики прокутили свои капиталы и попросту разорились,  Более расторопные предприниматели сумели составить реальную конкуренцию таким нерадивым фабрикантам. Они совершенствовали своё производство, улучшали качество, так что кустарная продукция прежних мастеров не шла ни в какое сравнение. Это привело к освобождению массы талантливых, умелых работников, которые в общем-то, кроме своего дела мало чего умели. Данное обстоятельство было на руку Кузнецовым, и они стали привлекать таких мастеров к себе на завод, предоставляя им жильё и неплохой оклад. Мало кого что-то держало в Гжели после массовых разорений тамошних фабрик. Так что многие забирали свои семьи, не раздумывая, принимали условия Сидора Кузнецова и переезжали в Лифляндию.

 

Большинство рабочих на фабриках Кузнецовых были старообрядцами. Хозяева всячески поддерживали веру в рядах подчинённых и способствовали её укреплению. О набожности семьи Кузнецовых повествует интересный эпизод, опубликованный в рижской газете того времени. При поступлении на работу Кузнецовы каждому работнику выдавали Библию и просили читать её. И вот однажды Сидор Терентьевич решил проверить, выполняется ли их просьба и насколько сильны рвения рабочих к вере. Подойдя к одному из своих рабочих, он спросил его: «А, читаешь ли Писание?». «Читаю», – отвечает тот. «И много ли прочел?», – вопрошает хозяин. Рабочий показывает ему страницу, а Кузнецов незаметно между страницами вкладывает 25-рублевую ассигнацию. Через месяц приходит снова, берет Библию, а деньги на месте. «Соврал ты мне, сынок, если б читал – так и деньги бы нашел». И хозяин забрал купюру.

 

В 1843 году именно в Риге кузнецовский фарфор впервые принимает участие в Выставке сельских и фабричных изделий. Здесь же, в Риге сын Сидора Терентьевича Кузнецова Матвей вступит в купеческую Гильдию и станет купцом первой гильдии. Рига станет и последним оплотом кузнецовской династии. Здесь останется единственный не национализированный завод Кузнецовых после 1917 года. 

 

После революции вся семья Кузнецовых перебралась в Ригу. Здесь у них остался единственный ещё принадлежавший им завод. Несмотря на тяжёлые времена, работая слаженно, им удалось поставить на ноги своё предприятие и наладить выпуск продукции. Надо отдать должное и работникам фабрики, которые до последнего дня были преданы своим руководителям. Но всё-таки через некоторое время под давлением новой власти Кузнецовым пришлось иммигрировать из Латвии и навсегда отказаться от своей фарфоровой империи. 

 

Рижский фарфоровый завод, пережив революции и войны начала XX века, пришел в упадок, но всё таки после Второй мировой войны к нему пришла “вторая молодость”. В 1963 году было объединено 2 имеющихся на тот момент в Риге фарфоровых предприятия (бывший Кузнецовский и бывший Ессенский), и с этого момента производство обрело новую форму и название - Рижский фарфорофаянсовый завод.

 

До 90-х годов 20-го века завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения. Участвовал во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места. Однако к 1994 году производство пришло в полный упадок. Оборудование, заготовки и много другое было разворовано. Завод закрыли. И именно на этом моменте можно поставить точку в удивительной истории фарфоровой империи Кузнецовых.  

 

Марки завода:

1840, 1840, 1842-18641842-18641842-18641842-1864, 1864-18801864-18801864-18801864-18801864-18801864-18801864-18801864-18801864-18801864-18801864-1880, 1864-1880, 1887-19151887-1915, 1890-19101890-1910, 1900, 1920-1933, 1920-1933, 1924-1925, 1934-1939, 1934-19391934-19391934-19391934-19391934-1939, 1937-1939, 1938-1939, 1940-1941, 1946-1947, 1948-1968, 1968, 1970.

 

Узнать больше о кузнецовском фарфоре.

6800
Чайная тройка Charles Amison

Чайная пара. Англия. Начало XX века.

3800
Мальчик с парусником Wagner & Apel

Статуэтка. Германия. Середина XX века.

3300
Подсвечник Fürstenberg

Подсвечник. Германия. Первая половина XX века.