Оружие Фарфор Мебель Живопись

Кузнецовский фарфор. Терентий Кузнецов

В 1812 году, спустя два года после открытия, управление гжельской фабрикой взял на себя предприимчивый, разумный и рассудительный старший сын Якова Васильевича – Терентий. Желая отдать дань прошлому и навсегда оставить в памяти наследников истоки рода (кузнецкое дело, за счёт которого был собран капитал на строительство завода), он берёт фамилию Кузнецов. Младший брат Аким, помогавший Терентию, согласился с предложением, и с тех пор фабрика стала именоваться Кузнецовской, а клейма на посуде, изготовляемой на их фабриках, в том или ином виде всегда содержали информацию о том, что это производство братьев Кузнецовых.

 

Приняв правление заводом, Терентий решил реорганизовать его и даже сменить место дислокации. Поскольку в Гжели на тот момент был переизбыток фарфорового производства, он решил подыскать другое месторасположение. В итоге Терентий Кузнецов приобрел пустоши в деревне Ликино во Владимирской губернии и перевёз туда гжельский завод.

 

Расширение производства потребовало смены методов и формы управления. Для себя Терентий решил, что на данном этапе успех в деле определяется качеством продукции, дешевизной рабочих рук и стоимостью дров, которых требовалось огромное количество, так как посуду надо было обжигать. Производство росло, количество печей увеличивалось. Избалованные гжельские мастера, конечно, знали секреты производства, но и платить им приходилось немало. Терентий был уверен, что на огромной русской земле есть умельцы не хуже, а платить им можно меньше. Так что начались поиски места, соответствующего его требованиям: дешёвая рабочая сила и дешёвые дрова.

 

Надо сказать, что на заводе Кузнецовых производилась посуда хорошего качества, и потому спрос на неё был большой, хотя, изначально, особого выбора среди выпускаемой продукции не было. Развивая фабрику, братья Кузнецовы вместе с тем познавали особенности отрасли, развивались сами и реализовывали свои знания на практике. Они стремились, чтобы их посуда могла удовлетворять потребности разных слоёв населения: от малообеспеченных людей до представителей богатых сословий. Братья старались делать не только практичную и прочную посуду, но уделяли не меньшее внимание и красоте изделий. Именно поэтому Терентий Кузнецов много ездил, посещал ярмарки, заглядывал в местные лавки и выискивал интересные исполнения керамических изделий, талантливых и искусных ремесленников, приглашал мастеров на завод.

 

Неподалеку от нового завода Кузнецовых находилось село Коротково. Там работал давний конкурент Кузнецовых А.Т. Сафронов. Его мастера были настоящими творцами. Одни из немногих они знали секреты приготовления ярких сочных красок, которыми расписывали фаянсовую, фарфоровую посуду и керамические фигурки. Среди всего многообразия красок больше всего ценилась кобальтовая краска, ярко розовая, жёлтая, светло-коричневая и малиновая. Широко использовалось золочение, материал для которого содержал большое количество драгоценного металла. Помимо уникальных цветов сафроновские мастера достигли невероятного качества фарфоровой массы, и потому их изделия привлекали не только яркостью красок, но и изяществом форм.

 

Кузнецов понимал, что заполучив мастеров Сафронова, он приобретёт бесценный опыт и знания. Соседская фабрика не давала ему покоя, ведь чтобы самостоятельно овладеть подобной техникой работы требовался не один год. Тогда и решил он выкупить фабрику. Стороны долго не могли найти компромисса, но со временем фабриканты пришли к соглашению, и Сафронов сдал в аренду свою фабрику Терентию Кузнецову. Со временем фабрика была выкуплена, и её возглавил сын Терентия Яковлевича Сидор Кузнецов.

 

После покупки завода Сафронова Кузнецовы активно его развивали, совершенствовали техническое оснащение производства и увеличивали число рабочих, доведя их число до 400 человек. Однако, спустя некоторое время, они пришли к тому, что целесообразней произвести объединение завода с Дулевским. Что и было сделано. Переведя мощности и основную часть мастеров в Дулево, Кузнецовы сосредоточили внимание на этом заводе.

 

Узнать больше о кузнецовском фарфоре.

6800
Чайная тройка Charles Amison

Чайная пара. Англия. Начало XX века.

3800
Мальчик с парусником Wagner & Apel

Статуэтка. Германия. Середина XX века.

3300
Подсвечник Fürstenberg

Подсвечник. Германия. Первая половина XX века.