Кузнецовский фарфор. Товарищество М. С. Кузнецова.

Строительство новых фарфоро-фаянсовых заводов, покупка обанкротившихся мануфактур, развитие производств фарфоровых, фаянсовых и полуфаянсовых изделий различного назначения, а так же растущий спрос на эти изделия - все эти факторы поставили перед Матвеем Сидоровичем Кузнецовым задачу сформировать некую целостную организацию, более подходящую для ведения дел. В связи с этим в 1887 году было подано прошение об организации Товарищества с целью привлечения капитала для развития производства. Устав Товарищества был тщательно разработан, включал множество параграфов, которые определяли суть его работы, обязательства и требования к его участникам. Ежегодно должен был составляться балансовый отчёт, для проверки которого назначалась специальная ревизионная комиссия. Она состояла из 3-х владельцев паев, не состоящих в директорах. После проверки этот отчёт публиковался для всеобщего обозрения и представлялся в министерство финансов. Товарищество было утверждено только в 1889 году. С тех пор все изделия, выпускаемые на фабриках Кузнецовых, имели клейма с указанием «Товарищество М.С.Кузнецова». 

 

К тому времени в состав Товарищества входили восемь фарфоро-фаянсовых фабрик, расположенных в центральной России, Прибалтике, Харьковской губернии. В Черниговской, Херсонской, Харьковской, Екатерининской, Тверской и Московской губерниях добывались материалы для изготовления фарфора и фаянса и топливо для работы фабрик.

 

Целью образования Товарищества М.С. Кузнецова было не только упорядочение работы всех фабричных комплексов,  бывших в управлении семьи Кузнецовых на тот момент, но и объединение, и монополизация фарфоро-фаянсовой промышленности. С самого начала своей работы Матвей Сидорович Кузнецов видел в этом свою цель  и стремился укрупнить бизнес. Однако, на протяжении долгого времени дело Кузнецовых и других фарфорозаводчиков сталкивалось с серьёзной проблемой – внешней конкуренцией. Импорт фарфоро-фаянсовой продукции в России облагался весьма скромной пошлиной, что при прочих равных условиях делало этот товар таким же доступным, как и товар отечественных производителей. Но у зарубежного товара были свои преимущества: ряд товаров был более высокого качества, поскольку использовались редкие для российских земель породы глины. Дли иностранной продукции был характерен более утончённый дизайн, более тонкая роспись. Это, естественно, накладывало свой отпечаток на рынок отечественного фарфора и фаянса. 

 

В конце XIX века Товарищество М.С. Кузнецова от лица всех промышленников отрасли подало прошение о пересмотре таможенных пошлин на керамические материалы и изделия из них. Это была попытка воспрепятствовать ввозу иностранной продукции с целью развития русской фарфоро-фаянсовой промышленности.  Очевидно, что с образованием Товарищества М.С. Кузнецова влиятельность клана в отрасли возрастала. Поддержку в стремлении развивать керамическую промышленность Кузнецовым оказывали и другие фарфорозаводчики Росии.

 

Образование Товарищества М.С. Кузнецова стало новой вехой в развитии керамической промышленности России конца XIX - начала XX века. Матвей Сидорович Кузнецов являлся двигателем отечественной экономики того времени. Комплексный подход к изучению фарфоро-фаянсовой отрасли, технологические новшества, художественные изыскания, постоянное самообучение и самореализация давали ему огромные преимущество перед конкурентами и формировали фарфоровую империю Кузнецовых, на которой держалась вся керамическая промышленность России. 

 

 

Узнать больше о кузнецовском фарфоре.