Оружие Фарфор Мебель Живопись

Майолика

Майолика - это один из видов керамики, которую изготовляют низкотемпературным обжигом глины и украшают разноцветной глазурью. В оформлении подобных изделий используется большое количество рельефного декора и яркой росписи, что заметно  отличает майолику от других видов керамики. Термин «майолика» используется для описания различных типов керамических изделий, изготавливаемых в разные эпохи, которые объединяет роспись сочными и яркими цветами. Однако, материалы и процессы обработки для получения необходимого эффекта от эпохи к эпохе претерпевали значительные изменения.

 

Начало искусства майолики относят к  девятому веку. Оно зародилось в Багдаде. Местные художники и мастера гончарного дела создавали богато украшенную утварь в  религиозных целях. В Европу этот вид керамических изделий попал через остров Майорка, откуда и получил своё нынешнее название – майолика.  Именно поэтому слово «майолика» первоначально использовалось  для описания изделий, сделанных в средиземноморской Европе и экспортирующихся через порт Maiorca. Это был первый вид европейской керамики, декорированный насыщенными  цветами, сквозь которые не проступал цвет основного материала. До этого преимущественно использовались терракотовые оттенки, которые могли перекрыть цвета красной глины. Для достижения подобного эффекта использовалось  первоначальное покрытие изделия плотным слоем непрозрачной глазури, которая скрывала истинный цвет основного материала. Поверх такой глазури, сохраняя чистоту оттенка, могли наноситься любые цвета. Для более выразительного декора предметы создавались с фактурными украшениями, что придавало подобным вещам, выражаясь современным языком, 3D эффект.

 

На протяжении долгого времени мастера из Италии, Испании, Греции, а затем и Голландии экспериментировали с содержанием основного материала и способом декорирования. В конце концов к концу эпохи Возрождения майолика стала полноценной формой искусства. К этому времени майоликой увлеклись англичане. С середины XIX века в Великобритании открываются несколько заводов, работающих только в данной технике. На сегодняшний день викторианская майолика представляет определённый коллекционный интерес. С середины XIX века до начала XX века в Англии производилось большинство изделий, экспортируемых практически во все европейские страны. Если в целом оценивать рынок керамического производства, то фабрик, работающих с майоликой, было крайне мало, и большинство из них существовали в период с 1860 по 1910 год. Выпуск  майолики в том или ином виде продолжался и дальше, однако постепенно даже и это небольшое количество стало невостребованным в связи с изменившейся модой и вкусами. 

 

На этом, однако, история майолики не заканчивается. Эстафету перехватили Соединённые Штаты Америки, где майолика как вид искусства претерпела некоторые изменения. В частности стала использоваться монохромная роспись изделий.  В связи с этим сложно сравнивать художественное исполнение предметов майолики викторианской эпохи, изготовленных в Европе, и более поздние американские образцы.

 

Американские мастера не были первопроходцами в области монохромной росписи майолики. Первоначально подобную технику использовали в российской Гжели. Расцвет русской майолики пришелся на середину XVIII века. Это случилось после того, как подобную технику стали использовать голландцы, от которых российские мастера и узнали о существовании майолики. В то время центром российского керамического производства была Гжель. Там использовали многоцветную роспись и разнообразные техники оформления, в том числе и майолику. Постепенно сформировался определённый колорит гжельских изделий. От многоцветной росписи перешли к бело-синему оформлению. 

 

Вторым местом в России, где производилось большое количество керамических изделий, был Ярославль. Здесь выполнялись заказы на поливные изразцы для  храмов, которые также изготовлялись в технике майолики. Также в этой технике создавались многие предметы интерьера, такие как скульптуры, вазы, кувшины, декоративные панно, декоративная плитка и многое другое. Сегодня майоликовые изделия встречаются не так часто, однако в последнее время всё больше художников-керамистов обращаются именно к этой технике. Несомненную художественную ценность представляют собой изделия из майолики прошлого времени, которые отражают характер эпохи, вкусы и предпочтения людей того времени.

 

Приобретая подобные изделия, можно не сомневаться, что интерьер украсит необычная, привлекающая внимание вещь, выделяющаяся прежде всего своей непохожестью на другие керамические изделия. 

6800
Чайная тройка Charles Amison

Чайная пара. Англия. Начало XX века.

3800
Мальчик с парусником Wagner & Apel

Статуэтка. Германия. Середина XX века.

3300
Подсвечник Fürstenberg

Подсвечник. Германия. Первая половина XX века.