12 марта 1801 года на Российский престол вступил 24-летний внук Екатерины Великой Александр I. Большую часть своего царствования Александр I придерживался принципов либерализма, стремился к повышению уровня развития страны и боролся с «с произволом правления». Несмотря на занятость в политической, экономической, общественной сферах жизни, Александр I искренне интересовался отечественной фарфоровой промышленностью. Вместе со своей царствующей бабкой Екатериной II в возрасте пяти лет он побывал на Императорском фарфоровом заводе, где искренне удивлял окружающих разумностью своих вопросов и неподдельным интересом к фарфоровым изделиям. Для маленького Александра посещение Императорского фарфорового завода тоже не прошло бесследно. Вступив на престол, он взялся за реорганизацию первой государственной фарфоровой фабрики.
К концу правления Екатерины II и во времена Павла I Императорский фарфоровый завод находился в значительном упадке в связи с большим количеством накопившейся нереализованной продукции, вызванным высокой стоимостью и недостаточным развитием художественной составляющей. Также значительную роль играла конкуренция с частными отечественными производствами и импортом, особенно в сегменте «ординарных вещей», то есть недорогой продукции повседневного применения. Александр же решил, что главная причина застоя заключается в неумелом управлении заводом. На тот момент ИФЗ возглавлял князь Юсупов, которого с прежним императором связывали дружеские отношения, общие взгляды и художественные впечатления, оставшиеся от совместного путешествия по Европе. Однако Александр был человеком прогрессивных взглядов, прежде всего потому, что принадлежал уже совсем другому поколению. Он остро чувствовал веяние новых тенденций не только в художественной сфере, но и в сфере административного управления.
Князь Юсупов, в силу возраста, не мог управлять фабрикой “по новому”, и вскоре Управляющим Кабинетом Его Величества был назначен Гурьев Дмитрий Александрович. Он был человеком, опытным в коммерческих делах, но не столь компетентным в вопросах искусства. Всё же на тот момент важнее был именно грамотный коммерческий подход, чтобы фабрика смогла выйти из периода застоя. Гурьев со всей серьёзностью подошёл к изучению работы Императорского фарфорового завода, результатом чего стал объемный доклад императору. Новый управляющий предложил упразднить ряд подразделений, а также реорганизовать гимназию при заводе. Она поглощала значительное количество средств из прибыли без очевидной пользы для самой фабрики, так как студенты в большинстве случаев отказывались от работы на Императорском фарфоровом заводе и уходили на небольшие частные фабрики.
Также Гурьев направил свои силы на реализацию имеющегося на складах большого количества продукции. Для этого он через поставленных лиц и губернаторов наладил связи с большим количеством губерний, чтобы продавать продукцию Императорского фарфорового завода по всей России, так как рассчитывать на широкий сбыт только в Петербурге и Москве не представлялось возможным. Эти мероприятия сыграли большую роль в сокращении расходов и реализации продукции и, как следствие, привели к росту прибыли.
Не без внимания оставались и рабочие фабрики. Раздутый штат требовал больших ресурсов на его содержание. Гурьев принимает решение изменить существующий порядок оплаты труда и вводит систему фиксированного небольшого оклада и премиальных процентов. Также при небольшом окладе он привлекал мастеров правом постройки своих домов на казённой земле. Была разработана м внедрена система медицинского обслуживания и содержания пенсионеров, Фабрика оказывала помощь вдовам и детям рабочих.
Следующей не менее важной задачей для развития фабрики было устранение иностранной конкуренции. Продукция зарубежных производителей на тот момент была привлекательнее как в отношении цены, так и в отношении художественной ценности. В 1806 году после ходатайства Гурьева, был принят закон, ограничивающий ввоз импортного фарфора. Для Императорского фарфорового завода эта мера не сыграла существенную роль, как ожидалось, та как данное ограничение позволило “встать на ноги” множеству небольших частных мануфактур, выпускающих недорогую фарфоровую и фаянсовую продукцию.
Несмотря на востребованность и уникальность ручной росписи, руководство фабрики принимает решение обратиться в сторону печатной техники. Эта мера должна была не только удешевить стоимость продукции, но и разнообразить имеющиеся сюжеты и паттерны. Однако, в отличие от Англии и Германии, где подобная продукция была наивысшего качества и пользовалась популярностью, не только на внутренних рынках, но и за их пределами, в России техникой нанесения печатных рисунков овладели плохо, и от того качество подобных изделий значительно уступало расписанным вручную. Это привело к консервации направления с потерей значительного количества вложенных средств.
Технология производства фарфоровых и фаянсовых изделий на Императорском фарфоровом заводе во времена царствования Александра I не отличалась от предыдущих периодов. Постоянно велись работы в области совершенствования фарфоровой массы, однако, как показывают результаты экспертиз, без особых успехов. Всё же определенный результат был достигнут в разработке новых формул глазури, которая по качеству ничем не уступала европейским аналогам. Технология обжига претерпела существенные изменения благодаря немецкому мастеру Зейфферту, который ввёл в эксплуатацию трёхэтажные горны, которые были существенно совершеннее.
Художественное оформление изделий также требовало реформации прежде всего из-за меняющихся вкусов и моды. Так, “для внедрения нового вкуса” Гурьев, с согласия императора, выписывает из Парижа четырех мастеров Адама, Свебаха, Моро и Давиньона. Можно сказать, что именно эти специалисты привнесли серьезные изменения в художественное оформление фарфоровых изделий этого периода. Несмотря на то, что продукция ИФЗ всегда следовала формам и вкусам Европы, отечественным мастерам не хватало собственного воображения для расширения видов росписи и форм выпускаемой продукции. Так что французские мастера в некотором роде давали мастер-класс по смешению и соединению стилей.
Для периода правления Александра I характерно активное внедрение классических сюжетов в художественные произведения, предметы искусства, в том числе и при оформлении фарфоровых изделий. Подражание античности вносило существенное разнообразие в уже поднадоевший стиль рококо. Всплеск интереса к классицизму произошел из-за найденных при раскопках древних городов и поселений в Италии и Греции. В Академии художеств античный стиль был признан эталонным и стал некой отправной точкой в определении красоты. Так что неминуемые изменения в художественном исполнении ждали и фарфоровые изделия. Основными направлением в произведениях Императорского фарфорового завода в этот период стали неоклассические формы. В некоторых изделиях встречаются смешения с египетским стилем и стилем эпохи ренессанс.
За годы правления Александра I о продукции Императорского фарфорового завода узнала большая часть европейской территории Российской Империи, это позволило расширить рынки сбыта и привести к общему знаменателю процесс выработки и реализации продукции. Изделия этой эпохи отличаются яркостью красок, большим количеством античных сюжетов и существенным разнообразием форм.
В 1825 году Александр I скончался в Таганроге. Достойно и трогательно почтили память императора рабочие фарфорового завода, изготовив прекрасную вазу с его портретом, уникальную по своей форме и художественному содержанию. В том же году скончался и главный управляющий фабрикой Дмитрий Александрович Гурьев, служивший на благо фабрики почти четверть века.