Lladró (Испания)

Всемирно известное испанское фарфоровое производство Льадро было основано в середине XX века в Валенсии в небольшой деревне Альмассер. Три брата Хуан, Хосе и Винсенте Льадро - сотрудники фабрики, производящей посуду, решили самостоятельно изготовлять керамические фазы и кувшины. Первое время братья работали в дома, обжигая изделия в домашней мавританской печи. Со временем продукция Льадро становится известна в округе, приобретает всё большую популярность, и в 1958 году мастерская переезжает в небольшой соседний городок Табернес-Бланкес.

 

Первые фарфоровые скульптуры, которыми славится фабрика, были созданы в середине пятидесятых годов прошлого века. В произведениях братьев современные сюжеты перекликаются с техникой исполнения прославленных творцов европейского фарфора. Несомненно творения Льадро являются стилистическим продолжением мейссенской (Meißener Porzellan) и севрской (Manufacture nationale de Sèvres) мануфактур, мануфактуры Каподимонте (Real Fabbrica di Capodimonte).

 

Братья внедряют технологические нововведения, благодаря которым изделия обжигаются в один этап. Пастельные тона и "прозрачность" статуэток, характерные для монообжига, становятся визитной карточкой предприятия. Примерно же в это время был разработан логотип фабрики. Им стала Ника Самофракийская, которая должна была символизировать корни фабрики и преемственность классицистического искусства.

 

Во второй половине XX века компания активно развивается. Открываются фирменные магазины фарфора, сначала в Валенсии, а потом и по всей Испании. Продукцию Льадро начинают экспортировать в другие европейские страны, Канаду и США. Бурный рост спроса на продукцию фабрики позволил существенно расширить производство. В 1969 году после двухлетнего строительства открывается так называемый Город фарфора -производственно-рекреационный комплекс, который действует и сейчас. Почитатели фарфора Льадро могут увидеть работу мастеров фабрики, посетить музей фарфора Lladro, поучаствовать в мастер-классе Школы искусств, или провести жаркие часы сиесты в тенистых садах и ресторанном комплексе. Ежегодно Город фарфора посещают более 15 тысяч туристов.

 

В семидесятые годы логотип Льадро поменялся. На сей раз им стал колокольчик, распространенный  в Валенсии.  Цветок на логотипе Lladro появился неслучайно. Практически на каждой статуэтке можно увидеть искуснейшим образом выполненные цветы и цветочные орнаменты. Одной из знаковых работ фабрики стала выпущенная в 1982 году композиция Цветочница, декорированная сотнями различных цветов.

 

В 80-е годы в управлении бизнесом начало участвовать младшее поколение семейства 1Лааго. В Административный совет и в Творческий совет предприятия вошли кузены Роза, Мамен и Хуан Висенте, дети основателей компании.

 

В 1990-е годы уже никто не может оспорить место в мире, которое фабрика занимает в производстве произведений искусства из фарфора. В 1991 году Льадро наконец-то приезжает в Россию. В Эрмитаже проходит выставка фигур испанской фабрики. Две скульптуры Льадро Парадная карета XVIII века и Дон Кихот попадают в постоянную экспозицию главного музея нашей страны.

 

Скульптуры Ыааго объединяют сотни тысяч ценителей по всему миру. Изысканные фигурки привлекают и известных почитателей. Коллекции Ыааго есть и у английской королевы Елизаветы II, и у испанского королевского семейства, и у президентов США Джеральда Форда, Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона.

 

Процесс создания новой скульптуры процесс длительный и трудозатратный. Скульптор, воплощая свою идею, создает эскиз в глине, который представляется Творческому комитету. Если принимается решение пускать фигуру в производство, то она переносится в гипс. На заготовке прорабатываются все мельчайшие детали статуэтки. В дальнейшем заготовка разбирается на части, по которым изготовляются формы, число которых может достигать 300. Фрагменты будущей скульптуры из фарфоровой массы соединяются друг с другом, и заготовка отправляется к художникам, которые вручную её расписывают и глазуруют. Заключительный этап состоит из обжига изделия в течение суток при температуре более 1300°С.

 

За счет полностью ручной работы тиражи Льадро очень небольшие. Редкий артикул достигает количества в несколько тысяч штук. Зачастую производство ограничивается 200 - 300 единицами статуэток. После снятия какого-либо артикула с производства все используемые   формы   уничтожаются   в   присутствии   специальной   комиссии, что обеспечивает уникальность и неповторимость работ.