История деколи

Деколь – это способ декорирования керамической, или стеклянной поверхности с помощью бумаги, являющейся основой, на которою наносится рисунок, впоследствии “переводимый” на декорируемую поверхность. На следующем этапе рисунок закрепляется на изделии высокотемпературным обжигом.

 

В середине XVIII века француз Франсуа Симон Равенет изобрел способ художественного оформления медных тарелок. Он использовал папиросную бумагу, на которую наносил различные краски. Затем, нагревая медное изделие, он плотно прижимал к нему папиросную бумагу с орнаментом, после чего бумага осторожно снималась, а рисунок оставался на поверхности тарелки. Для сохранности такого рисунка декорируемую вещь надо было покрывать специальным лаком, обеспечивающим надежную фиксацию красок. Изобретение Симона Равенета стало первым шагом на пути к массовому производству изделий из керамики и стекла с художественным декором. До этого роспись осуществлялась только вручную. Этот процесс занимал очень много времени, а, значит, и стоимость у подобных изделий была высока. Открытие деколи, как способа украшения изделий, помогло существенно снизить стоимость и увеличить объём выпускаемой продукции.

 

Известно, что уже в 1756 году англичане из Ливерпуля  Джон Сэдлер и Гай Грин смогли декорировать рисунками 1200 плиток за 6 часов работы. Использовали они ни что иное, как деколь. Плитка предназначалась для некоего Иосифа Веджвуда, вероятно для облицовки колокольни. Для того времени – рекордное количество изделий за столь малый промежуток времени. Если бы при декорировании плиток использовалась ручная роспись, то подобная работа заняла бы недели, а то и месяцы. Так что, деколь перевернула представления о возможностях производства в керамической и стеклянной отраслях.

 

В 1750-1760-х годах Роберт Хэнкок начал активно использовать  метод декорирования Равенета. Используя технологию деколи, он создал лучшие работы этой эпохи. Его ученик Томас Тернер открыл свою мастерскую и в 70-х годах XVIII века разработал самый узнаваемый и продаваемый рисунок всех времен: "Willow Pattern", или "Blue Willow", как мы его называем сегодня. Впоследствии Томас Минтон усовершенствовал дизайн Willow.  Некоторые источники свидетельствуют, что именно Томас Минтон был истинным автором гравюр в стиле Willow, но и сторонники этой версии согласны с тем, что именно по заказу Тернера были разработаны эти гравюры. Т. Минтон использовал тот же дизайн на своих керамических изделиях, и во многом благодаря этому они стали столь популярными. Сегодня изделия с деколью в стиле "Blue Willow" имеют большую коллекционную значимость и художественную ценность.

 

В начале XIX века был внедрен ряд инноваций, существенным образом повлиявших на использование техники деколи в декорировании керамических и стеклянных изделий. В 1796 году Алоис Сенефелдер изобрёл процесс литографической печати (плоская печать). Затем, в ​​1820 году Анри Fourdriner  изобрел машину, которая могла делать бумагу, а в 1840 году братьями Пратт был разработан метод печати с использованием разнообразных цветов. До этого возможно было нанесение только одного цвета, т.е. монохромная печать.

 

Но и тогда никто не мог предположить, что спустя некоторое время деколь, как способ декорирования, достигнет космических масштабов. Этому способствовало изобретение литографии и разноцветной печати, что позволило наносить на изделия огромное разнообразие орнаментов и рисунков. Так в 1875 году насчитывалось около 300 видов рисунков, а спустя 2 года число их достигло 10 000.

 

До массового внедрения деколи в фарфоро-фаянсовой промышленности только состоятельные граждане могли позволить себе красиво оформленную посуду с богатой росписью и чудесными сюжетами из-за очень высокой стоимости подобных изделий. Теперь же красивую керамику могли себе позволить очень многие. Этот факт способствовал развитию отрасли, однако, несмотря на масштабное увеличение производства, спрос на красивую, украшенную фарфоровую, фаянсовую и прочую продукцию всё равно значительно превышал предложение.

 

Постепенно техника деколи совершенствовалась как с технической, так и с эстетической стороны. Декорирование современной продукции подразумевает использование современных технологий: компьютеризированных систем печати, графических редакторов, которые позволяют создавать восхитительные по красоте рисунки и наносить их на различные керамические, стеклянные, металлические изделия. Между первой «переводной картинкой», придуманной в 1750 году, и нынешними шаблонами нет практически ничего общего; единственное, что их объединяет – красота!